Урок русского языка в 7 классе
Повторение и обобщение по теме «Предлог»
Величко Татьяна Николаевна,
Санкт-Петербург
Цели урока: 1. обобщение и систематизация знаний о предлогах;
2. закрепление навыков написания предлогов; отработка умения правильного написания предлогов;
3. повторение морфологических признаков предлога;
4. повторение знаков препинания при деепричастном обороте.
Этапы урока.
I. Опрос.
А) Какие части речи относятся к служебным?
Почему они называются служебными?
В чём различие между служебными и самостоятельными частями речи?
Б) На доске спроектировано стихотворение без предлогов. Вставьте нужные предлоги, выделите их графически.
Это задание учащиеся выполняют по рядам: каждый ряд записывает один столбик и выполняет задание. После выполнения задания в тетради один ученик выполняет у доски. В ходе работы учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Для чего нам нужны предлоги? Какую роль они выполняют в русском языке?
Обозначают ли предлоги предметы, признаки, действия?
Можно ли к ним поставить вопросы членов предложения?
Изменяются ли они?
Откуда начинается Россия?
... Курил? ... Камчатки? Или ... Командор?
... чём грустят глаза её степные
... камышами всех её озёр?
Россия начинается ... пристрастья
... труду, ... терпенью, ... правде, ... доброте.
Вот ... чём её звезда! Она прекрасна!
Она горит и светит ... темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен ... ней, – Россия
Не ... гор берёт начало, а ... тебя.
В) Ученик читает стихотворение наизусть. Перед классом стоит задача: найти и записать все предлоги.
На третьи сутки, в предрассветный час,
По половицам тяжело ступая,
Вошёл боец в пустой холодный класс.
Он долгим взглядом воспалённых глаз
Смотрел на карту, что-то вспоминая.
Но вдруг, решив, он снял её с гвоздей
И, вчетверо сложив, унёс куда-то,
Изображенье Родины своей
Спасая от захватчика - солдата. (С.Михалков)
Г) Ответив на поставленные вопросы, учащиеся дают полное определение предлога.
Дать определение предлога. Примеры.
Какие предлоги бывают по составу. Примеры.
Рассказать о производных и непроизводных предлогах. Заполнить схему.
II. Отработка материала.
На доске записаны предложения. Записать предложения в тетрадь по вариантам, определить предлоги омонимичные части речи. Графически выделить предлоги.
1 вариант: Я знаю этот лес вдоль и поперёк. Тропинка шла вдоль обрыва, извиваясь в тени деревьев.
2 вариант: Вблизи виднелся лес. Вблизи села протекала речка.
3 вариант: Петя надеялся на встречу с товарищем. Товарищи шли навстречу друг другу.
III. Синтаксический разбор предложения.
Тропинка шла вдоль реки, извиваясь в тени деревьев.
IV. Творческая работа.
На карточках записаны предложения с самостоятельными частями речи (на одну парту одна карточка). Учащиеся должны составить новые предложения, в которых подчёркнутые самостоятельные части речи будут выступать в роли производных предлогов.
Перед выполнением задания ученикам задают вопросы, на которые они должны ответить в ходе работы:
Как вы напишите предлоги?
К какой группе по значению относятся данные предлоги?
В следствии по делу было много неясного. Иметь в виду.
Согласовать в роде, числе, падеже. Деньги поступили на счёт в банке.
В течении реки много порогов. В продолжении книги были введены новые герои.
Выполнив это задание, учащиеся устно приводят свои примеры и объясняют правописание производных предлогов.
V. Морфологический разбор предлога.
Предлог для разбора берут из предыдущего задания.
Один ученик задание выполняет на доске, остальные в тетради.
VI. Устная пятиминутка.
Какие слова называются синонимами? Примеры.
Какие слова называются антонимами? Примеры.
На доске записано словосочетание. К этому словосочетанию нужно подобрать словосочетание «имя существительное +синонимический предлог».
Возле дома
VII. Творческое задание.
Исправить все грамматические ошибки, расставить знаки препинания. Выделить графически предлоги.
Вминистерство
Учительница меня мучит за каждую ашипку ставит пару. Прашу принят меру и асвабадит меня поздаровю атучобы. Спасибо. Хачю получит пеньсию. За это квам опять спасибо и привет.
Иван Семёнов.
VIII. Домашнее задание.
Составить кроссворд с предлогами и омонимичными частями речи.